Голоса из прошлого

От холодных скалистых фьордов севера до высушенных солнцем полей юга через Европу пролегают богатые археологические пласты — и материальные, и легендарные. В них можно обнаружить образцы текстильного искусства древнейших времен. Может быть, в большей степени, чем в каком-либо другом виде искусства, в вышивке через ассимиляцию узоров исторически проявлялись тенденции эклектизма — удачные лейтмотивы, где-либо использованные, от каменной кладки до ювелирных изделий и манускриптов, всегда проникали в современные или чуть более поздние вышивки и надлежащим образом перетолковывались. Вергилий описывает акант, вышитый на платье Елены Прекрасной; акант — неотъемлемая часть стиля коринфских колонн.

вышивка

Классические узоры пережили падение Древней Греции и прижились в восточных провинциях Древнего Рима. Кайма платьев, изображенных на фризах Помпеи, богато украшена классическими узорами, которые сами родились как архитектурные элементы; и на римских мозаиках в Сицилии пояса и медальоны украшены разнообразными геометрическими и растительными орнаментами — вьющаяся виноградная лоза была наиболее любима. Вышивка IV столетия имеет поразительное сходство с мозаикой на полу в Западном Суссексе (Англия), и это наводит на мысль о распространенности универсальных образцов узоров по всей Священной Римской империи (см. рис. 16).

После того как римляне ушли из Западной Европы после 400 года н. э., их сменили германские племена, чье текстильное искусство развивалось, в частности, под влиянием Железного века (изящные вышивки уцелели с VI столетия до нашей эры в захоронениях около Штутгарта) и новых веяний с византийского Востока. В Британии англосаксы выполняли знаменитые вышивки шелковыми и золотыми нитями, а также изготавливали замысловатую плоскотканую тесьму. Торговля дорогим и диковинным текстилем быстро росла благодаря свободно странствующим викингам, они путешествовали по всей Европе (и за ее пределами) после 800 года н. э.

урок вышивки

Иллюстрация 20 — дань миру классики. Акант (Acanthus spinosus), виноградная лоза (Vifis vinifera) и оливковая ветвь были очень популярными элементами узоров во времена Древней Греции и Римской империи и продолжали появляться в изделиях из текстиля в Средние века и позже. Здесь я изображаю их относительно реалистически, обозначая золотым и черным цветами солнечные блики и темные пятна зарева теплого средиземноморского заката.

В наши дни акант можно найти во многих садах; своими эффектными пурпурными и розовыми цветами он привлекает больших, сильных насекомых, например шмелей. Чтобы извлечь нектар из самого основания цветка, им приходится проникать в тесный тоннель, и они появляются оттуда, засыпанные пыльцой, которую затем переносят на соседние растения. Понятно, что акант и особенно его широкие жесткие листья стали неким архитектурным шаблоном (см. рис. 18). Согласно преданиям, впервые акант использовал древнегреческий архитектор Калимах при возведении знаменитого храма в Коринфе, но вскоре он стал элементом классического узора во всем античном мире. Гирлянды и венки из аканта обычно украшали мебель, скульптуру и одежду.

узоры

И цветы, и листья имеют сложную структуру, но, взятые по отдельности (см. рис. 19), они могут быть постепенно, шаг за шагом, отображены в вышивке. Важно проанализировать замысловатый узор до начала работы. Потому что только так вы сможете приблизиться к пониманию формы предмета изображения. Хотя виноградная лоза и менее сложная, ее нужно исследовать таким же способом.

Изящные арабески завитков виноградной лозы образуют еще один узор, существующий тысячелетия. Я намеренно представила листья в двух проекциях (анфас и полупрофиль), в которых их традиционно изображают, придавая форму чаши, вмещающей сокровища Бахуса, бога вина и виноделия. Изображение в полупрофиль повлекло за собой использование вышивки под другим углом для изображения обратной стороны листа, но фактически стежки ложатся под тем же самым углом. Для создания соответствующего эффекта необходим тщательный анализ каждого листа.

эскиз

Возделывание виноградной лозы для изготовления вина упоминается в древнейших письменных источниках; от цвета и размера выращенных ягод зависят характерные особенности вина. Я выбрала мелкий коринфский вид (чтобы составить компанию аканту!), из которого обычно изготавливают коринку (сабзу — сорт изюма без косточек). Кое-где ягоды не вполне зрелые, их цвет колеблется от темно-пурпурного до золотисто-зеленого. Каждая виноградина выполнена одним слоем наклоненной под очень небольшим углом лучевидной глади (начинающейся в месте прикрепления ягоды к стеблю). Двойная, скрученная из черной и золотой металлизированной прядей нить выложена на поверхности вокруг каждой виноградины (но заканчивается, не доходя до вершинки), чтобы обозначить и линию тени, (ГГ) и мерцающий свет близкого заката.

Оливковая ветвь — третий предмет, изображенный на этой вышивке. В Древней Греции олива была символом богини Афины Паллады, которая преподнесла посвященному ей городу Афины оливу как символ мира и изобилия. Древне-греческие невесты украшали платья или несли в руках побеги оливы (позднее так же поступали с цветками апельсина), и в качестве украшения » они вызывали похожие ассоциации. Венок из оливковых листьев являлся высочайшей наградой, которую мог получить гражданин Древней Греции в знак признания его заслуг перед отечеством, и такой же венок являлся «золотой медалью» античных Олимпиад. Плоды оливкового дерева, из которых выжимают оливковое масло, в течение столетий были драгоценным экспортом из Средиземноморья, его прочная древесина пригодна для использования в токарном ремесле.

вышивка

Длинные, сужающиеся к одному концу эллиптические листья выполнены просто однонаправленной гладью; на налитых, сине-черных плодах поверх одного слоя рельефной лучевидной глади, выделяются белые прямые стежки.

Цитата из произведения античного поэта и драматурга Эсхила, которой начинается эта глава, — не случайна. Она подчеркивает важность цветовой символики. Агамемнон возвращается в Аргос после завоевания Трои, и богатейшие ткани королевского двора расстилаются перед ним, когда он входит в город. Пурпурная краска являлась дорогостоящим предметом роскоши (ее получали в крошечных количествах из моллюсков); ступать по ней было чрезвычайно почетно. Столетиями все краски оставались натуральными, чаще всего их получали из растений и лишайников, изменяли и улучшали с помощью руд и других добавок. Разные цивилизации совершенствовали свои собственные излюбленные методы.

Таким образом, узоры, подсмотренные у живой природы, натуральные материалы, такие, как льняное полотно, а также красители, полученные из растений, объединились, создавая основу вышивки и утверждая ее неразрывную связь с природой. Не считая упрощенных геометрических узоров, большинство сохранившихся образцов примитивной вышивки основано на цветочных или лиственных орнаментах.

Иллюстрации 21 и 22 демонстрируют современную и древнюю интерпретации простых раскрытых цветов. Прелестная красная анемона (Anemone согопапа — ветреница корончатая) появляется весной в Средиземноморье одной из первых. Современные химические краски позволяют использовать шелка глубоких мерцающих тонов, в то время как способ вышивки лучевидной гладью увеличивает количество оттенков одного и того же цвета. Мы можем добиться едва различимых изменений, углубляя тон лепестков, расположенных вдали от воображаемого источника света, в данном случае — от квадранта вверху справа.

Однако вышивальщицы, работавшие до начала прошлого тысячелетия, имели меньше возможностей выбора. На иллюстрации 22 изображен вышитый рисунок, составленный из элементов скандинавских и саксонских узоров и выполненный на плотном полотне из чистого льна шелком, скрученным вручную и покрашенным растительными красками. Для получения двух оттенков розового применялась марена (Rubia tinclorum) — даже само ее название (linctorum — красильная) говорит о том, что ее применяли в древности! — подкрашенная медью, а из резеды желтоватой, пижмы и красильного дрока получены желтые тона или зеленые — при добавлении железа.

Использовалась простая лучевидная и однонаправленная гладь, и немного — плетеные стежки желтые и зеленые. Этот образец мог бы стать хорошим украшением костюма представителя среднего класса, довольно обеспеченного землевладельца или торговца. Золотые и серебряные нити или добавление жемчуга (как здесь) указывают на некоторое преуспевание.

Автор: Хелен Стивенс «Изысканная вышивка гладью»