КРАСКИ
Для работы с коллажами «терра» можно использовать как клеевые, так и масляные краски. Однако предпочтительнее клеевые, так как масляные слишком дороги и очень долго сохнут. Их применяют только в некоторых случаях для прорисовки деталей или небольших фрагментов композиции. Клеевые краски — акварель, гуашь, темпера — различаются но составу клея и других веществ, которые в них входят, но все они, в отличие от масляных, разводятся водой. Акварель нельзя применять для техники «терра», поскольку основное отличительное ее свойство — прозрачность, а для того, чтобы цвет ложился па затвердевшую основу, текстура краски должна быть плотной. Этому требованию в большей степени соответствует гуашь. Как и акварель, ее разводят водой, но у этой краски есть отличие: она обладает плотной текстурой, большими кроющими возможностями.
СОВЕТ
Требуется немало опыта, чтобы предугадать изменения цвета гуаши, которые неизбежно происходят после высыхания краски. Как говорят художники, гуашь необходимо чувствовать. Учитывая то, что. высыхая, краска светлеет, чтобы добиться пастельных тонов, необходимо брать гуашь чуть ярче того цвета, который отвечает замыслу. Для получения яркого цвета нужно накладывать максимально интенсивный тон.
Особенности гуаши отразились в ее названии: в дословном переводе оно означает «болотная вода». Благодаря хорошим кроющим возможностям этой краски работать с ней можно достаточно быстро, при этом получается матовая бархатистая поверхность. Работая с гуашью, удобнее всего использовать плоские и круглые щетинные кисти. Однако при ее использовании также возникают определенные трудности: при высыхании краска значительно светлеет, поэтому новичку бывает трудно угадать, какой интенсивности тон следует выбрать, чтобы окончательный вариант соответствовал замыслу. Чтобы добиться более светлого тона, гуашь смешивают с белилами. В чистом виде белила добавляют в разных количествах во все краски, но в гуаши они играют первостепенную роль. Недостаток белил — хрупкость красочного слоя и склонность к осыпанию, поэтому, работая в технике «терра», лучше брать за основу современную водоэмульсионную краску. Ее требуется достаточно много. На ее основе создаются мягкие пастельные тона. Для тонирования белой краски в ряде случаев применяют универсальные колеровочные пасты «Уииколер», которые имеют самый широкий спектр оттенков (несколько десятков вариантов). В качестве краски их использовать нельзя: пасты не содержат так называемых пленкообразующих веществ, которые и позволяют нанести цвет на какую-либо поверхность. Их следует смешивать с белой краской. Пасты экономичны и очень удобны.
ТКАНИ
Ткань — чрезвычайно выразительный материал, с помощью которого можно добиться значительного эмоционального воздействия, поскольку тип ткани, ее цвет и фактура способны вызывать у зрителя богатые ассоциации.
Итак, цвет и фактура ткани создают настроение, поэтому, приступая к работе, важно решить для себя, какую идею несет конкретная композиция, что выражает, какому стилю соответствует. Прежде всего, следует оценить особенности ткани, определить, какая она — рустикальная или металлическая, мягкая или жесткая, шерстяная или прозрачная, гладкая или жатая. Выбор должен определяться общей идеей коллажа, художественной задачей, которую ставит перед собой автор. Сочетание шелка и кружева или органзы идеально передает идею торжественного, праздничного убранства. Рогожка, грубое сукно соответствует стилю кантри.
Коллажи со встроенными в них блестящими, тяжелыми тканями — бархатом, парчой и т. д.— подойдут к интерьеру гостиной, оформленной в классическом стиле; работы с мешковиной прекрасно «встроятся» в кухонную или дачную обстановку. В гламурных композициях с тканями хорошо сочетать бижутерию, вышивку. Использование текстиля особенно уместно в коллажах-натюрмортах и абстрактных работах, которые задуманы и выполнены специально для конкретных интерьеров.
1. В зависимости от оттенка фиолетовый цвет символизирует тайну, духовные устремления.
2. Голубой цвет олицетворяет душевный покой, сердечную ясность.
3. Золотая ткань торжественна и празднична.
4. Зеленый в любых сочетаниях создает чувство свежести.
Ткань в коллаже становится либо фрагментом фона, либо акцентом. В зависимости от этого, необходимо заранее найти цветовое решение, определить, каков будет характер колористических сочетаний. Для характеристики цвета немалое значение имеет его насыщенность. Темные тона кажутся тяжелыми, светлые — легкими. Кроме того, светлые подчеркивают фактуру ткани. Яркие цвета, безусловно, привлекают внимание, но чрезмерная интенсивность тона может раздражать, поэтому ярко окрашенные ткани лучше использовать в качестве дополнения. Восприятие цвета во многом зависит от освещения. Естественнее всего цвета выглядят при дневном свете. При искусственном оттенок выбранной ткани может заметно изменяться. Необходимо внимательно присмотреться к тональным переходам ткани. Подобрать материал нужно так. чтобы переход цвета текстильного фрагмента в общий фон коллажа был плавным и естественным. Ткань можно использовать и для того, чтобы задать колористическое решение работы. В этом случае она сыграет роль главного цветового элемента работы.
1. Сизаль позволяет имитировать растения, например, водоросли.
2. Необычный рисунок возникает благодаря тому, что крупные ячейки цветочной сетки пропускают раствор.
3. Плотный креп-сатин подходит для создания складок.
4. Сетчатая лента оттеняет фактуру флористического материала.
5. Мешковина используется для работ в фольклорном стиле.
6. Буклированная ткань создает эффект неповторимой фактуры.
СОВЕТ
Следует помнить основные правила сочетания цветов. Синий цвет сочетается с красным, серым, бордовым, золотистым; голубой — с красным, синим, светло-фиолетовым, оранжевым; зеленый (нейтральный) — с оранжевым, желтым, красным, бордовым, серым, черным; розовый - с серым, коричневым, бордовым; коричневый - с серым, желтым, бежевым, золотистым, розовым; фиолетовый с золотистым, желтым, оранжевым, цветом морской волны, светло-зеленым; бордовый -с зеленым, серым, розовым, синим; сиреневый - с серым, каштановым, светло-желтым; серый - с черным, красным, зеленым, розовым, желтым, синим, голубым.
Автор: Татьяна Кудряшова «Великолепные украшения для дома в техники «Терра»».