Мир волшебной страны — один из тех, которые колеблются на грани человеческого воображения с незапамятных времен. Именно к «опасному королевству» приблизилась золотая нить многих мифологий, к миру, где законы бытия перестают действовать, где обитатели могут быть большими или маленькими, видимыми или невидимыми, движимыми духами, где понятия добра и зла почти совершенно неуместны.
Живительная страна, существующая в волшебных сказках, населена крохотными, легко изменяющими свою форму духами и феями из преданий, рассказанных в детских книжках — хрупкими маленькими обитателями полей и лугов. Всем маленьким девочкам (и многим большим!) понравится такое изображение Сапфировой феи (см. ил. 69). Расположение цветов в форме буквы «L», незабудки, выбранные как символ вечной любви, окаймленные крылья самой феи — все сделано для того, чтобы передать ощущение света и гармонии.
Тона и текстура тела на этом этюде выполнены крохотными точечными стежками. Тонкими тенями очерчены снизу контуры тела и т. п. Лицо точно так же оттенено тонкой черной нитью: глаза, нос и рот намечены прямыми стежками, проложенными до нанесения точек. Всклокоченная грива волос вышита зигзагообразными стежками сверху до самых кончиков, по золотистым нитям разбросаны затемнения, обозначенные тонкими черными нитями. Очень тонкие длинные лучевидные стежки изображают крылья; кайма создана голубовато-зеленой нитью, заполняющей пространство между предварительно проложенными черными стежками.
При вышивке наряда проложены и выделены линии тени для воссоздания длинных складок материи. Сорочка и нижняя юбка вышиты золотистым шелком и украшены «обивкой» из металлизированной нити, настоящие аметист и перо воплощают «сбежавшие» мечты.
Случается, что потрясающий задник усиливает впечатление от вышивки — здесь вручную окрашенный шелк напоминает о расцветке легендарных хрустальных пещер, в которых жил колдун Мерлин, а также о земных владениях Маб. На узорном фоне важно правильно расположить основной рисунок — лицо находится в светлой области ткани, что позволило без помех выполнить точечные стежки, и отчетливые полосы цвета выравнены с разными элементами фигуры уровне талии и плеч.
Иллюстрация 69:
Сапфировая Фея — фантазия голубого и зеленого. Крохотные садалиты окаймляют пруд, а розовые бутоны и голубые незабудки определяют границы этюда.
Рисунок 64:
При изображении сложных драпировок важно установить, внутренняя поверхность ткани.
На этом рисунке не показаны тонкие оттенки, и поэтому легко понять, какая из сторон ткани видна среди с кладок.
Ниже пятна неправильной формы наводят на мысль о валунах и скальных образованиях. Окружающая обстановка на вышивке самым ясным образом обозначена импрессионистскими цветами и зеленой площадкой, на которой стоит Маб. Эллиптический ореол вокруг фигуры образован смешанными волокнами всех цветов радуги — они расходятся лучами из невидимого центра, обозначенного аметистом.
Точечные стежки также можно использовать при подробном изображении больших областей одного цвета. Тени созданы постепенным вкраплением в телесные тона насыщенных розоватых и серых оттенков (см. ил. 71). Здесь изображена фигура похожей на нимфу девушки, находящейся на грани зрелости — ожидающее ее превращение столь же удивительно, как метаморфоза бабочки из куколки во взрослую особь. На этом этюде воспроизведен цветовой лейтмотив вышивки, изображенной на иллюстрации 70, но он производит совершенно другое впечатление. Натуралистическая окружающая обстановка выполнена на чистом светлом фоне, она представлена в виде просвирника лесного (Malva sylveslris), обрамляющего этюд. Мы смотрим «сквозь» этот элемент на действие, которое разворачивается позади него, деталь переднего плана повторяется в миниатюрном масштабе рядом с фигурой — именно просвирник и бабочки привлекли внимание девушки.
Ощущение высоты создается изображением близкого неба позади фигуры — мы сразу же чувствуем себя поднятыми на вершину холма, расположенную параллельно линии восхода на горизонте.
Как постепенно накапливаются точечные стежки, становится ясно из иллюстрации 72, на которой изображен большой фрагмент иллюстрации 71. Вначале следует вышить линии тени, и только после этого с помощью выбранного приема заполнения можно придать фигуре жизнь. Вышивку следует начинать темно-серым цветом с наиболее глубоко затененных областей вдоль контура линии тени и перед переходом к первым телесным оттенкам постепенно вводить светло-серый цвет. Тем же способом обозначены колени с ямочками, локти и плечи, как и мелкие детали — ногти на пальцах ног и тонкие черты лица. Продолжая работу, заполните внутренние области так, чтобы обозначить различные вогнутые и выпуклые кривые тела. Тщательно выполненные прямые однонаправленные стежки, обозначающие волосы девушки, постепенно формируют высокую корону на верхушке ее головы.
Иллюстрация 72 (фрагмент ил. 71)
Отчетливые линии помогают при создании подробной вышивки. Не пытайтесь ускорить подготовку к работе — даже импрессионистские приемы выиграют, если очертить характерные контуры.
Иллюстрация 71
Бабочка-репейница — представительница одного из самых распространенных в мире видов. Замысловатый узор на ее крыльях oжuвляюm два «фальшивых глава», предназначенных для того, чтобы отпугивать хищников; внутренняя сторона крыльев тусклая и обеспечивает бабочке маскировку. Контраст с плотной гладью усиливает ощущение своеобразия изящного полупрозрачного тела нимфы, выполненного точечными стежками. Нимфа кажется частью картины и все же слегка отделена от нее, словно находясь в нерешительности, на грани другого великого перехода — как появляющаяся бабочка.
Хелен Стивенс «Изысканная вышивка гладью»