Пэчвок. Техника шитья

одеяло в технике лоскутного шитья

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Сегодня существует очень много техник лоскутного шитья. Но если вы только осваиваете это искусство, то не надо браться за трудные техники и проблемные материалы. Для начала научимся лоскутному шитью из полос. У полоски ткани — казалось бы, такой незатейливой детали — безграничные возможности. Из полосок можно сшить веселую прихватку и стильное покрывало, наволочку на подушку и уютный жилет, занавеску и сумку, пончо и панно.

Блок

Как правило, лоскутные изделия состоят из блоков. Чаще блок бывает квадратным, реже в виде ромба, крута, треугольника. Блоки как кирпичики здания, из которых строится композиция. В мировой лоскутной практике принято каждому блоку давать названия — «изба», «ананас», «лестница правосудия», «путь пьяницы» и т. д. При шитье из полос каждый блок собирается из нескольких различных по размеру полосок ткани. Полоска — это самая простая фигура. Полоски легко выкраивать, легко сшивать; комбинируя их различным образом, можно создать множество самых разных композиций.
Старайтесь выкраивать полоски по долевой нити. Только тогда, когда размер куска ткани или рисунок не позволяют следовать этому правилу, производите крой наиболее целесообразным в данном случае образом. Однако помните, что выкроенная по поперечной и, тем более, по косой нити полоска будет очень плохо держать форму, вытягиваться. Такую полоску лучше всего использовать в середине блока, иначе она собьет четкую краевую линию. Ни в коем случае не подвергайте ее механическим воздействиям, не растягивайте утюгом.

Совет. Прежде чем приступить к раскрою, нужно точно определить размер будущего изделия. От размера изделия будет зависеть размер блока. В свою очередь, от размера блока зависит ширина и количество полос в нем. Помните: чем более узкие полосы вы используете, тем красивее будет ваша работа, эффектнее игра цвета в ней.

Припуски

При раскрое имейте в виду, что припуски на шов во всем изделии должны быть одинаковы: не менее 0,5 см на хлопковых тканях и почти 1 см на шелковых и других «сыпучих» тканях. Чтобы добиться одинаковой ширины всех припусков, не надо бесконечно мерить их линейкой. Посмотрите на лапку- своей швейной машины. При шитье лапка проходит по краю ткани. Пусть расстояние от иголки до правого края лапки и будет постоянным припуском на шов. Это достаточная ширина припуска для хлопковой ткани.

Совет. Не бойтесь отпарывать уже пришитые детали. Если вы видите, что цвет ткани подобран неудачно, швы выполнены криво, детали не совпадают, лучше переделайте работу. Иначе ошибка постоянно будет бросаться вам в глаза, и такое изделие не принесет радости.

Ручные швы

Лоскутное шитье невозможно без ручной работы. На швейной машине создается основное полотно, а всю художественную часть мастерица выполняет с помощью ручных швов.

Шов «вперед иголка». Такой шов широко используется в лоскутном шитье. Шов с широким шагом применяется для сметывания трех слоев изделия. Мелкими и частыми стежками выполняется художественная стежка.
Шов «назад иголка». Этот шов очень крепкий. Он вполне может заменить собой машинный шов.
♦ Шов «потайной». «Потайной» шов напоминает шов «вперед иголка». Он должен быть незаметен в изделии, поэтому нитки для такого шва нужно подбирать строго под цвет ткани. Применяется он для различных целей, например для пришивания деталей аппликации.

приемы ручного лоскутного шитья

Кайма

Лоскутные изделия, как правило, оформляются каймой. К сожалению, многие мастерицы относятся к этому этапу работы небрежно. Помните: кайма может великолепно украсить ваше творение, а может испортить его. Кайма для лоскутного полотна является тем же, чем рама для картины художника. Каждый художник тщательно обдумывает размер, цвет, рисунок рамы, добиваясь тем самым гармоничного сочетания рамы и картины. Так почему же к лоскутному одеялу, которое тоже является своеобразной картиной, пришивается порой скучная, случайная ткань или ткань, затмевающая всю работу своим цветом и фактурой. Не спешите, кайма порой требует не меньших творческих усилий и поисков, чем само изделие.

Совет. Для того чтобы ваша работа получилась идеально ровной, выкроите кайму — две полосы, соответствующие длине изделия, и две, соответствующие ширине изделия с учетом ширины ранее выкроенной каймы. Отметьте на кайме и на изделии середину, после чего соедините детали по меткам.

Прежде чем пришивать, обязательно приметайте кайму, начиная с середины. После этого пристрочите кайму на машине и удалите нитки сметки. Часто при оформлении квадратных и прямоугольных панно края каймы соединяют под утлом 45 градусов. как багет на картинах. Чтобы сделать это, длину каждой полоски каймы увеличьте на величину. равную ее ширине. Отметьте середину каждой полоски каймы и каждой стороны панно и сколите детали по меткам булавками. Сначала пришейте кайму к двум противоположным сторонам панно, оставив по бокам свободные концы. Затем также пришейте кайму к двум другим сторонам. Сложите панно по диагонали, соединив противоположные углы. Это нужно, чтобы выверить точный угол соединения полос каймы. Разместите свободные концы каймы строго под углом 45 градусов и прострочите сгиб. Если у вас еще мало опыта, то сгиб лучше предварительно прометать, чтобы кайма не сместилась. Можно также прошить его потайным швом нитками в тон ткани. В завершение отогните кайму и слегка припарьте ее утюгом.

техника лоскутного шитья

Рулик

Края лоскутной работы обшиваются руликом. Рулик выполняется из полоски ткани, выкроенной по косой или по долевой нити. Крой по косой производится в случае, если края вашей работы закругленные, по долевой — если края прямые. В первом случае полосы для рулика лучше соединять под утлом 45 градусов. Это поможет избежать излишней толщины в местах наложения ткани. Для одеял из толстого синтепона выкраивают рулик шириной 5-6 см, для панно из более тонкой ткани достаточно 4 см. Рулик можно пришивать несколькими способами.

1. Если вы хотите, чтобы край изделия был жестким, приложите рулик лицевой стороной вниз к изнанке изделия и пристрочите на машине. Загните рулик на лицевую сторону изделия, подверните и аккуратно пристрочите по самому краю.
2. Если край изделия предполагается мягким, приложите рулик лицевой стороной к лицевой стороне изделия и пристрочите. Загните его на изнаночную сторону изделия, подверните и пришейте потайным швом.
3. Края панно, как правило, требуется делать более четкими и прямыми, нежели края одеяла. Чтобы добиться такого эффекта, воспользуйтесь следующим способом. Сначала оформите руликом две противоположные стороны изделия. Две другие полоски для рулика выкроите с таким расчетом, чтобы по 2 см с каждого края остались свободными. Подверните каждый свободный конец вровень с краем изделия. Далее загните рулик, как обычно, и прострочите по краю или аккуратно пришейте вручную.
Рулик должен плотно прилегать к краю изделия.

Совет. Если вы создаете рулик из «жидкой», «подвижной» ткани, такой, как штапель, крепдешин и т. п., его ширину при раскрое нужно увеличить в два раза. Соответственно, при этом на окантовку одного изделия ткани потребуется больше.

Стежка

Стежка — один из самых увлекательных видов рукоделия, являющийся неотъемлемой частью лоскутного шитья. Существует очень много различных техник стежки. Поразительна по красоте и изяществу итальянская стежка «трапунто». Эту стежку выполняют на однотонной дорогой шелковой ткани с красивым отливом. «Трапунто» в переводе с итальянского означает «набивка». Такой стежкой в Италии украшали жилеты рыцарей. В самых уязвимых местах (в районе сердца, почек, легких) на жилетах делали набивку. Вышивали «трапунто» растительные орнаменты с фруктами, крупными цветами. Стебли растений набивали толстой нитью или шнуром. Другие крупные фрагменты набивали с изнанки специальным материалом (сегодня этим материалом является синтепон). Фон вокруг основного орнамента плотно выстегивали произвольными узорами. В результате такой плотной стежки выпуклые детали становились более выразительными.

изделия лоскутным шитьем

С изобретением огнестрельного оружия красиво простеганный жилет перестал быть средством защиты, но чудесная техника не исчезла. В наше время стежкой «трапунто» вышивают панно, украшают элементы одежды, дамские сумочки. Современные швейные машины позволяют выполнять стежку гораздо быстрее, чем вручную, а появление новых тканей открывает безграничные возможности для творчества. Самое знаменитое панно в технике «трапунто», датированное XIV веком, хранится в лондонском музее. На нем вышита сцена из рыцарской жизни с множеством персонажей. Когда во Франции появились красочные гобелены, стежкой «трапунто» стали украшать шелковые одеяла и покрывала. А спустя некоторое время французы начали выполнять «трапунто» на светлой тонкой ткани с использованием цветной набивки. Набивка, просвечивая сквозь основную ткань, создавала дополнительный, очень нежный оттенок. Такой вариант стежки получил название «бутти». Одной из самых древних является простая в исполнении, напоминающая живопись пером японская стежка «сашико» (в переводе с японского «прокол»).
Выполняют ее толстыми нитками (ирис, кроше, нитки №10), стежками длиной 5-6 мм с расстоянием между ними 2-3 мм. Казалось бы, нет ничего проще! Но «сашико» требует предельной аккуратности. Стежки, так же как и расстояния между ними, обязательно должны иметь одинаковую длину. В противном случае стежка будет выглядеть неряшливой сметкой. Изначально «сашико» выполняли белыми нитками на ткани цвета индиго, а сегодня для такой стежки используют ткани и нитки самых разных цветов. Весело и забавно смотрится стежка «завязкой». Выполнить ее очень просто: пушистой шерстяной ниткой нужно прошить все слои изделия и крепко завязать нитку на его лицевой стороне. Главное, чтобы нитка ни при каких обстоятельствах не развязалась.

уроки шитья из лоскутов

Стежка — верная помощница в лоскутном шитье. Во-первых, стежка соединяет слои ткани вашей работы, что помогает избежать деформации изделия при носке, стирке и чистке. Во-вторых, стежка украшает изделие. В-третьих, она позволяет скрыть небольшие дефекты. Стегать можно вручную и на машине. Ручная стежка — приятная, спокойная работа. Изделие, выстеганное вручную, получается более мягким, «путлистым», чем изделие, выстеганное на швейной машине. Однако и современные швейные машины имеют огромные возможности для создания красивой стежки. У машинной стежки есть свои преимущества. Самое главное — она экономит очень много времени.

При выполнении стежки строго соблюдайте два правила. Во-первых, тщательно сметывайте детали изделия перед стежкой. Подготовка к стежке — очень важный этап работы! На плохо прометанном изделии могут образоваться «пузыри» и так называемые набегания — сборки ткани. Исправить эти ошибки очень трудно, ведь стежку практически невозможно распороть. Во-вторых, и сметку, и стежку всегда производите от центра к краям изделия. Если вы начнете стегать от краев работы, то в центре неизбежно появится набегание ткани. В этой книге мы рассмотрим лишь два вида стежки — стежку «в канавку» или «в раскол шва» и художественную стежку. И тот и другой вид стежки нужно выполнять нитками точно в тон ткани.

♦ Стежка «в канавку»

В этой стежке строчку прокладывают точно по швам притачивания деталей. При выполнении стежки никогда не делайте узлов. Любой узел со временем неизбежно развяжется. Чтобы закрепить нитку, сделайте 2-3 стежка швом «назад иголка», не затрагивая изнанки. Затем начинайте стегать точно по этому шву швом «вперед иголка». Таким образом, первые 2-3 стежка получатся двойными. Делайте маленькие стежки, длиной 2-3 мм, захватывая все три слоя ткани. На изнанке должны получаться точно такие же маленькие стежки, почти точечки. Для того чтобы создать качественную стежку, пользуйтесь маленькой иголкой, №1. Используйте прочные нитки равномерной толщины. Закончив стегать, закрепите нитку швом «назад иголка» точно по проложенным стежкам.

♦ Художественная стежка

Эта стежка выполняется точно так же, как и предыдущая, но на больших площадях ткани. Очень эффектно выглядит она на однотонных тканях. Для художественной стежки очень часто необходим трафарет. Если вы используете для обведения трафарета мыло, всякий раз, как линии сотрутся, прикладывайте и обводите трафарет вновь. Как выбрать рисунок стежки? Посмотрите внимательно на свою работу. Помните, что простеганная деталь будет выделяться в изделии, иметь более выпуклую форму. Поэтому те детали, которые вы хотите выделить, сначала простегайте «в канавку», а затем поплотнее окаймите мелкими стежками. Если в работе присутствуют округлые элементы, то и линии стежки должны быть плавными, и наоборот, четкие прямые линии в работе сочетаются с геометрической стежкой. Линии стежки должны полностью заполнять фрагмент.
Нитку для художественной стежки в начале и в конце работы закрепляйте так же, как для стежки «в канавку». Не стягивайте нитку, кладите стежки ровно. Стежки и так слегка примнут ткань за счет слоя синтепона. Пусть вас не путают мелкие заломы ткани при стежке. Это совершенно нормальное явление. Более того, такие заломы на шелковых тканях создают дополнительную игру света и тени, что делает изделие более красивым.

Совет. Не забывайте простегивать кайму, особенно если она широкая. Иначе кайма на панно будет некрасиво пузыриться, а на покрывале мяться.

Лариса Денисова "Изысканный лоскут"