Флористические коллажи могут выполнятся разными способами. Различаются они прежде всего техникой изготовления фона. Разнообразные коллажные техники сформировались в первой половине XX века. Макс Эрнст, активно экспериментировавший с фоном, открыл те методы работы, которые затем получили самое широкое распространение. Эрнст искал технику «спонтанного» письма, при котором содержание картины проступает из случайных сочетаний линий и красок, подсказанных художнику, например, растекшейся по бумаге или холсту краской или естественным рисунком камня, дерева. Основные спонтанные техники — это граттаж, фроттаж и декалькомания.
Граттаж — способ «перевести» узор какой-либо поверхности — дерева, ме талла, фактурного стекла, свернутых произвольно бечевок и т. д.— на холст. Расстелив холст поверх предмета, нужно нанести на него краску — и фактура материала отпечатается на основе. Получившийся абстрактный рисунок подсказывает сюжет или тему будущей картины.
Художник дорисовывает произвольный орнамент в соответствии со своими ассоциациями. Подобным же образом используется прием декалькомании. Краску выливают на лист бумаги, накрывают сверху вторым листом, а затем разъединяют их. Всматриваясь в отпечатавшийся на бумаге абстрактный рисунок, можно разглядеть фигуры, пейзажи, образы и прорисовать их или использовать спонтанно сложившийся узор в качестве основы композиции.
1. Этот часто используемый в работах фон создается легкими движениями шпателя.
2. На ровной поверхности хорошо смотрятся сильно выделяющиеся из работы элементы.
3. Небольшие неровности оставленные после разравнивания фона только добавят коллажу достоверность.
4. Классический черно-белый фон с монохромным произведением.
Оттиск напоминает декалькоманию с той разницей, что при его изготовлении используются не два листа бумаги, а бумага и стекло, на которое и наносится краска. Технику фроттажа Эрнст открыл случайно, находясь в отеле на французском атлантическом побережье. Полы в отеле были изъедены жуками-древоточцами. Присмотревшись к проделанным насекомыми ходам, Эрнст, по его собственным словам, увидел «меняющиеся образы, похожие на те, что мы видим в момент перехода от сна к бодрствованию; они рождали галлюцинации». Художник натер пол графитом и перевел причудливые сплетения линий на бумагу. Затем тот же прием он начал применять по отношению к самым разным предметам с интересной фактурой — от древесных листьев до проволочной сетки.
СОВЕТ. Картину в технике «терра» можно делать на любой плотной основе, например на оргалите, толстом картоне или фанере. Перед началом работы основу под коллаж нужно смочить пульверизатором или кистью. Увлажнять следует достаточно, но не изобильно: раствор трудно ложится на избыточно влажную поверхность.
Разнообразие используемых фонов дает художнику дополнительные возможности для создания эстетических эффектов в композиции.
1. Слегка увлажняем основу кистью.
2. Смешиваем составляющие раствора (песок наполнитель в соотношении 1:1).
3. С помощью шпателя равномерно наносим раствор на основу.
Фроттаж — еще один способ нанесения отпечатка. На натертую графитом фактурную поверхность накладывают бумагу и получают на ней отпечаток, повторяющий узор фактуры. Описанные техники создания фона используются во многих флористических коллажах. Например, на созданную методом декалькомании основу наклеиваются растительные материалы, образующие гармоничное по колористике панно. Иначе создается фон в коллажах «терра». В качестве основы используется не ткань, не бумага и не стекло, а лист достаточно тяжелого строительного материала (оргалит, фанера и т. п.). На него наносится рабочий раствор. Накладывать раствор можно, как шпателем, так и руками, как достаточно плотным, толстым слоем, так и тонким. Важно, чтобы работа не оказалась слишком тяжелой, иначе ее трудно будет встроить в интерьер, закрепить на стене.
Работая в перчатках, можно сделать рельеф фона более выраженным.
СОВЕТ. Не обязательно формировать рельеф с помощью шпателя. Рука — прекрасный гибкий, пластичный инструмент, с помощью которого можно создавать сложную многозначную фактуру фона.
Выбор техники зависит от по-ставленных художественных задач. В некоторых случаях после нанесения основы бывает необходимо ее счистить, оставив тонкий слой, это выгодно оттеняет объемные элементы. Особенность распределения дополнительного материала как растительного, так и любого другого — в коллажах «терра» заключается в том, что он не наклеивается, не закрепляется на поверхности основы специальными приспособлениями, а «вмазывается» в раствор, вводится в фон. После этого излишки раствора аккуратно вычищаются и коллаж сохнет. На заключительном этапе работу раскрашивают. Вылепив композицию, коллаж нужно поместить на просушку, которая может занимать несколько дней (время просушки прямо пропорционально толщине наложенного слоя).
СОВЕТ. Сушить основу с уже нанесенным рабочим раствором нужно в горизонтальном положении. Пластичный раствор может стечь с вертикально размещенного коллажа.
1. Нанеся раствор получаем основу для работ с объемным флористическим фоном.
2. Счистив излишки раствора, добиваемся более гладкой фактуры.
3. Круговыми движениями шпателя создаем "облака".
4. Разравниваем фон рукой.
5. Пальцами формируем ребристую поверхность.
6. Накладывая основу круговыми мазками, создаем ощущение движения.
Автор: Татьяна Кудряшова «Великолепные украшения для дома в техники Терра».